Свет в стиле ретро: лампады, свечи, керосинки, газовое освещение

Чем и как освещали жилище наши предки, и можно ли прожить без лампы накаливания?
Комментариев: 0 | Оставить комментарий
Садится солнце, закатные персиковые облака плывут над домами, и в окнах зажигаются тысячи уютных огоньков. Мы настолько привыкли к электрическому освещению, что чувствуем себя неуютно, когда свет (пусть и на короткое время) отключают по техническим причинам. А может, это повод устроить романтический вечер при свечах? Или достать с чердака старую керосиновую лампу? Или зажечь огонь в очаге и слушать, как потрескивают дрова в камине?

Сияние свечей
Первый огонек появился в пещере человека тысячи лет назад. Домашний очаг служил и местом приготовления пищи, и обогревал, и освещал угрюмые каменные своды жилища. Палки с горящей смолой заменяли людям современные фонари и, кроме того, отпугивали зверей и насекомых.

В Древней Руси избы освещали при помощи лучин – тонкие щепки крепили над корытом с водой и поджигали – тлея, угольки падали в воду, предотвращая пожар в доме.
Масляными лампами освещали дома древние греки. Делали их просто: наливали в чашу масло, помещали в него один конец фитиля, а свободный край поджигали. Свет от такой лампы был тусклый, но уютный – как от церковной лампады. Правда, был один существенный недостаток – масляная лампа чадила и коптила стены и потолки в домах.

Древние римляне пошли дальше, научившись делать свечи. Первые свечи изготавливали из скрученного папируса, смоченного в растопленном животном жире. В Китае фитилем свечей служили тонкие трубочки из рисовой бумаги, которые обволакивали в подготовленную смесь из насекомых и зерновых культур. А древние индусы варили состав для свечей из плодов цейлонского коричника.

Привычная нам цилиндрическая форма для отливки свечей была изобретена только в XV веке. Популярными в то время стали свечи из пчелиного воска, хотя цена на них была высокой, и средневековые рыцари даже давали обеты – поставить в церкви пудовую свечу, что приравнивалось к пожертвованию золотом. Роскошными люстрами из лепного стекла, с хрустальными подвесками, в эпоху Ренессанса украшали храмы и дворцы.

Производили свечи и из спермацета – вещество добывали из голов китов, пока численность этих млекопитающих не сократилась до катастрофических пределов и многие виды не оказались на грани вымирания.

Но в XIX веке в свечном производстве случился настоящий прорыв – французский химик Мишель Шевроль из смеси жирных кислот выделил стеарин. Благодаря своим свойствам – твердости и ровному горению без копоти и запаха, стеариновые свечи шагнули в массовое производство. И, наконец, в XX веке, с развитием нефтяной промышленности, из нефтепродуктов был получен парафин – его в производстве свечей используют и сегодня.

Волшебные лампы
В конце XVIII века швейцарский изобретатель Франсуа Пьер Ами Аргант усовершенствовал простую масляную лампу. Он сконструировал ламповую горелку так, чтобы воздух мог проходить через середину – по специальной трубке, а не только иметь доступ снаружи. Такая лампа не коптила и, по сравнению с обычной масляной лампой, давала в два-три раза больше света, благодаря чему ее использовали даже на маяках. Прибор получил имя своего создателя – аргандова, или астральная лампа – благодаря необыкновенно яркому свечению.

Столетие спустя аргандовы лампы были вытеснены новыми светильниками, работающими на керосине – продукте перегонки нефти. Конструкцию придумали львовские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех в 1853 году. Воздух в горелку подходил снизу, а сверху, для обеспечения тяги и защиты пламени от ветра, устанавливалось ламповое стекло. Также в ходу были переносные керосиновые фонари «Летучая мышь», получившие свое название от немецкого бренда «Flerdemaus» – эта фирма первой создала ветроустойчивый керосиновый светильник.

А вот как преобразовал старый керосиновый фонарь участник forumhouse.ru ВАРЯG. Вытащив фитиль, он вставил внутрь электрический патрон и ввернул лампочку. Железную поверхность лампы участник форума не стал ошкуривать и заново покрывать краской, чтобы сохранить ее антикварный вид. Усовершенствованные ретро-фонари заняли достойное место на участке форумчанина.

И если на вашей даче сохранились подобные раритеты, не спешите отправлять их на свалку – ведь их можно превратить в интересные дизайнерские светильники. А идеи для творчества вы можете почерпнуть в этой теме нашего форума.

Еще один вид освещения, о котором стоит вспомнить – газовое. В начале XIX века газовые фонари освещали улицы Лондона, а газовые рожки светили в помещениях. В то время в Англии работал завод по производству светильного газа, состоящего из смеси метана и водорода – продуктов, получаемых при коксовании угля.

В России инженер Петр Соболевский изобрел установку для производства искусственного газа – термолампу. И вот, вечером 23 мая 1813 года прогуливающиеся вблизи Адмиралтейского бульвара в Санкт-Петербурге стали свидетелями испытания новинки: установленные на бульваре фонари вспыхивали необычным синеватым светом, который буквально через 2-3 минуты начинал гореть ровным белым пламенем. Проект, который сейчас бы назвали инновационным, а тогда – передовым, внедряли в стране, только начавшей оправляться от нашествия армии Наполеона.

Свет по проводам
С именем великого Томаса Эдисона каждый знаком со школьной скамьи, ведь именно ему мы обязаны появлением на свет в 1879 году лампы накаливания. Сегодня дизайнеры света выпускают целые коллекции эффектных ретро-лампочек – нарочито крупных, с большими фигурными колбами, привносящих в интерьер уют и самобытность. С неменьшим успехом развивается и направление светодиодных, галогеновых ламп, совершенствуются их формы и конструкция.

 Проследить историю взаимоотношений человека со светом сегодня можно в специализированных музеях света. В Москве в Армянском переулке расположен музей «Огни Москвы», в экспозиции которого представлены самые разнообразные источники света: светецы, масляные, керосиновые, газовые фонари и лампы, современные электрические светильники. Посетители также могут зажечь старинные фонари и почувствовать себя пешеходами на московских улицах прошлых столетий. А в немецком городе Унна более десяти лет работает международный центр мастеров светового искусства. Завораживающие эксперименты со светом и тенью художники ставят в темных подвалах бывшего пивоваренного завода на глубине десяти метров под землей.
Световая инсталляция голландского художника Яна ван Мюнстера в Международном центре светового искусства в Унне (Германия).
  

Автор: Алена Демина

Instagram